Кости скота – многозначный символ в казахской культуре. В одних случаях, он выступает материалом для творчества, в других он представляется «участником» многочисленных ритуальных практик. Кость у казахов семантически связана с идеями смерти и заключенной в ней вечной жизни и жизненной силы. У всех тюркских народов кость символизирует генетическую связь поколений. К примеру, обские угры связывают кость с жизненными силами человека, а хакасы считают, что кость связана с человеческой душой.
Кости животных активные «участники» ритуалов и игр: лошадиный череп и другие кости (баранья лопатка) применялись в шаманских и лечебных практиках тюркских народов. Этнографические и археологические артефакты свидетельствуют о некогда широко распространенной практике гадания на бараньей лопатке. Человека, который занимался такой практикой, называли жаураншы (от жаурын – лопатка). Для гадания лопатку предварительно обжигали на огне. Само прорицание осуществлялось в зависимости от трещин (поперечные и продольные) и их количества на кости.
Сакральна у казахов лучевая или локтевая кость қәрі жілік («старая кость»), которая является символом семейного очага, хранителем путников и скота. В старину ее вывешивали над дверью юрты в качестве «оберега-охранника». Кәрі жілік была элементом скотоводческой магии (защита лошадей), а также охраняла границы жилища. Сакральное понимание кости получило отражение и в традиционных ремеслах. Мастера-косторезы «сүйекші» владели секретами обработки костей животных — крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов, овец и сайгаков. Большой популярностью у мастеров пользовались кости верблюда, наиболее приближенные к цвету благородной слоновой кости. Костью инкрустировались разнообразная мебель и дверь юрты, изготовлялись мелкие вещи – расчески, предметы гигиены и т.д.